Форум » Кино » "Турецкий Гамбит" (реж. Д.Файзиев) » Ответить

"Турецкий Гамбит" (реж. Д.Файзиев)

Криста: 1877 год, русско-турецкая война. Принимавший участие в военных действиях в качестве сербского волонтера титулярный советник Эраст Фандорин пробирается в главный штаб русского командования с важным секретным сообщением. По пути он знакомится с очаровательной барышней, Варварой Андреевной Суворовой, направляющейся в расположение русских войск, чтобы повидаться с женихом Петей Яблоковым - шифровальщиком генерального штаба. Добравшись до "своих", Фандорин сообщает генералу Соболеву о хитром фланговом маневре, задуманном турками. Из него следует, что русским надо срочно занять Плевну, ибо туда движется корпус Османа-Паши. У генерал-адъютанта Мизинова, бывшего шефа Фандорина, уже заготовлен на этот счет приказ главнокомандующего, который Петр Яблоков срочно шифрует и отправляет. К тому же у Мизинова есть для Фандорина еще одна задачка не из простых. Речь идет об Анваре, секретаре султана Абдул-Гамида. Сей интересный турок - господин отчаянный, с авантюрной жилкой. Он вполне может сам появиться в русской ставке и сойти за "своего" благодаря европейской внешности и безупречному владению несколькими языками. Вечером того же дня становится известно, что русские войска заняли Никополь. А чуть позже арестовывают Петю Яблокова: в отправленной им шифровке вместо слова "Плевна" появилось слово "Никополь". Результатом этой дезинформации явилось взятие турецкими войсками незащищенной Плевны. Потрясенная Варя умоляет Фандорина помочь жениху. Эраст Петрович уверен: вызволить Петю можно, лишь найдя истинного виновника случившегося. Похоже, это дело рук Анвара, беспрепятственно действующего в русской ставке. Необходимо срочно вычислить турка. Но как? Ведь подозреваются все … Режиссер: Джахонгир (Джаник) Файзиев Сценаристы: Борис Акунин, Джахонгир (Джаник) Файзиев Оператор: Андрей Жегалов Композиторы: Андрей Феофанов, Всеволод Саксонов Продюсеры: Леонид Верещагин, Анатолий Максимов, Константин Эрнст Производство: "Первый канал", "ТриТэ" Год выпуска: 2005 Премьера: 22.02.2005 Актеры: Егор Бероев, Ольга Красько, Александр Балуев, Александр Лыков, Виктор Вержбицкий, Юрий (Гоша) Куценко, Дмитрий Певцов, Даниэль Ольбрыхский, Дидье Бьенемэ, Владимир Ильин, Алексей Гуськов, Александр Олешко, Марат Башаров, Олег Макаров, Евгений Лазарев, Анатолий Кузнецов (II) Роль Виктора Александровича: румынский полковник Лукан

Ответов - 10

Криста: Официальный трейлер:

Криста: Рецензии на фильм: Источник: RUSactors.ru Как некоторым известно из предыдущей азазели приключений российского Шерлока Холмса, Эраст Фандорин (Егор Бероев), трагически потеряв свою очередную возлюбленную, отправился прямиком в театр - то есть на театр военных действий, где он выступил в роли сербского волонтера и в конце концов был захвачен в плен тогда еще недружественными турками. В плену Эраст Петрович быстро сгруппировался и сбежал, пользуясь рецептами, которые американский кинематограф изобретет лет двадцать спустя, после чего пробрался в самое логово турецко-фашистской гадины, где стал свидетелем очень важного и сверхсекретного разговора между очень крутым турецким шпионом Анваром-эфенди и неким крупным чином. Эти негодяи задумали жуткую каверзу: войска Османа-паши возьмут болгарский город Плевну и таким образом оттянут на себя крупные силы российских войск. Это называется гамбит - начало шахматной партии, в которой хитрость может победить силу... Продолжение - на сайте.

Криста: Фандорина вывезли на голой технике Начинается все очень хорошо. Огромное поле с подсолнухами, воздух рассекают пули, и Эраст Петрович Фандорин, этот Джеймс Бонд позапрошлого века, меткими выстрелами валит преследователей в красных фесках. Под замечательную этно-вещицу Горана Бреговича "Ederlezi" наш секретный агент, видом до боли напоминающий героя Кайла Маклохлана из "Твин Пикс", проникает фантастическим образом в ставку врага, и там... В общем, закручивается невероятная история, которую большинство зрителей прочли в свое время с упоением. Считается, что "Турецкий гамбит" – самая слабая вещь из фандоринской серии Просто во втором романе главное действующее лицо – тетенька. А поскольку обаяние его героя ни с кем не сравнимо в новейшей русской беллетристике, многие не понимают, зачем нужна эта мадемуазель, когда за ней стоит такой красавец с седыми висками. Не поняли этого и авторы фильма, хотя в написании, вернее, существенной переработке сценария принимал участие Григорий Шалвович Чхартишвили лично. Это вообще его непременное условие для прав на экранизацию, и, по моему глубокому убеждению, его главная ошибка и ошибка продюсеров. Человек, придумавший Фандорина, не дает никому из режиссеров широко вздохнуть и сделать нечто, отличающееся от скрупулезно-въедливого писательского взгляда на своих героев. Известно, что Чхартишвили крайне заинтересованно, прямо-таки болезненно относится к мелким деталям быта, одежды, обстановки, обмундирования и прочего антуража описываемой им эпохи. Все это в фильме Джаника Файзиева выпукло, все это радует глаз. И только. Первые 30 минут из двух с лишним часов. Когда же зритель насмотрится эффектных трюков, которыми пестрит телевизионный ролик (и все это есть в картине, кто б спорил, есть много больше), ему, зрителю, хочется Истории. Хочется не мультяшных образов, а живых человеков. Того, чем русская литература, да и кино, в общем-то, славились всегда. А тут на каждый сантиметр экрана столько всяких мелочей, в каждом кадре хотя бы одна "звездочка" киношная да мелькнет, пусть в секундном эпизоде, а человеком выглядит разве что Дмитрий Певцов в роли Зурова. И не говорите, что таковы законы жанра. Как ни старается Ольга Красько в роли Варвары, меняя наряды и прически в походных условиях действующей армии, что фрейлина при дворе, изобразить чувство к своему невольному покровителю с седыми висками, как ни пыжится генерал Соболев в исполнении Александра Балуева продемонстрировать удаль героя Плевны, ничего, кроме масок в их стандартно-сериальном изводе, мы не видим. Сказанное относится в равной мере ко всем без исключения персонажам, включая главного героя. Нет, Егор Бероев вполне себе красив для этой роли, но совершенно пуст, как тот воздушный шар, на котором они с Красько весьма ненатурально терпят бедствие. А уж когда боевой генерал русской армии начинает буквально орать на Самодержца, все становится окончательно ясно с режиссурой этого проекта. Для того, чтобы – нет, не говорю создать мир, придумать своего Индиану Джонса (а эстетика нашего нового кинематографа ничего новее спилберговских трюков да трехмерной компьютерной графики пока не вмещает) – просто одухотворить действующих лиц, придать им какой-никакой характер, заставить изобразить на лицах чуть более сложную эмоцию, чем ужас перед летящей на голову бомбой, надо иметь хотя бы подобие режиссерской концепции. Когда этого нет, фильм превращается в демонстрацию достижений костюмерного цеха, и главными героями можно смело назвать дублеров и каскадеров, к работе которых и вправду претензий нет. Таким образом, наш "Турецкий гамбит" разбивается на две неравные части. Ознакомительную: можем и мы, если захотим, снимать в стиле роликов MTV полный метр с бесконечными падениями в мысленную пропасть, когда камера лихо проносится по сосудам головного мозга. Когда на выходе – оцифрованные трехмерные картинки. Можем очень натурально, даже с пафосом демонстрировать достижения в создании батальных сцен. До успехов Би-би-си далековато, но уже не хуже, чем южные корейцы, с этим делом справляемся. Молодцы. Историзм костюмов тоже выше всяких похвал. Это – получается. И вторая часть: детективная, развлекательная. Тут, как ни крути, большие проблемы. К середине фильма все сюжетные линии сливаются в бесконечно унылую, малоинтересную и совершенно неправдоподобную (поскольку Акунин все же претендует на квазидостоверность) сказку про белого бычка, в роли которого русско-турецкая война. Интеллектуальное противостояние русского сыщика и османского шпиона начисто уступает место трюкам и вставным номерам: дуэль, маскарад, стычка с врагом, батальная сцена, демонстрация достижений технической революции и так далее... Все куда-то бегут, кричат, поголовно влюбляются в оду и ту же красотку, мечутся по экрану как укушенные, а за всем этим в полный рост встает одно слово: тоска. К концу фильма, как и положено у двоечников, действие ускоряется неимоверно, и в последние минут 10, по лучшим калькам голливудских триллеров, все нити распутываются, герои бьют друг другу морду и Добро побеждает Зло. Остается немой вопрос, как в том анекдоте: эй, казак, что сказать хотел? "Я Ленина видел!". Ну-ну. Стоило затевать такую дорогостоящую байду, если ровным счетом ни у кого, кроме Акунина, нету в голове никаких собственных мыслей по поводу происходящего, а лишь голая киношная техника? На мой взгляд, в таких случаях надо радикально менять стиль взаимодействия режиссера с текстом. Выгнать к черту из сценаристов уважаемого беллетриста, выкупить у него права и попытаться сделать из куклы-Фандорина сыщика с душой. Ведь когда-то мы сняли непревзойденного, практически лучшего Холмса с Ватсоном... А какой комиссар Мегрэ в исполнении Тенина, а ведь то был спектакль! На подходе фильм Филиппа Янковского "Статский советник", трейлер которого демонстрируется перед "Гамбитом". Там играют Олег Меньшиков, и Никита Михалков, и все звезды, но чует мое сердце, ничего принципиально нового мы опять не увидим. Почему Никита Сергеич дает деньги под эти проекты (они сняты при участии его студии "ТриТэ"), а сам никак не возьмется за Акунина, хоть и обещал? Я теряюсь в догадках. Возможно, именно в силу того, что как автор не желает писательского диктата, не хочет связываться с литератором, поскольку они художники примерно в одну силу. Ну да ладно, зрителей, как говорится, полный стадион, немыслимое число копий сделано, раскрутка – дай Бог всякому, патриотичность опять же на высоте... Но – сплошное разочарование. Музыка, правда, ничего. Говорят, саундтрек – уже в продаже.


Криста: Ну и основной смысл фильма: Автор: Николай Митропольский "Турецкий гамбит" НАТУРА.: ПОЛЕ ПОДСОЛНУХОВ ТУРКИ Партизанен! Партизанен! Пуф-пуф! (очередь из шмайсеров) Партизанеееен? ЕГОР БЕРОЕВ Черт! Засекли! ТУРКИ Ха-ха! Зер гут! Шашкой его! Шашкой! (бросают динамитную шашку) ЕГОР БЕРОЕВ пытается спастись, но не успевает и ВЗРЫВАЕТСЯ! Ну, ладно — НЕ взрывается. После чего попадает в плен. После чего бежит из плена. ИНТ.: ОСОБНЯК КАКОГО-ТО ТУРКА Пробегая из плена, БЕРОЕВ почти видит АНВАРА, который выбалтывает КАКОМУ-ТО ТУРКУ свои зловещие планы так громко, что БЕРОЕВ все слышит даже с улицы. АНВАР ..И НЕ ДАЙ БОГ, РУССКИЕ ЗАХВАТЯТ ПЛЕВНУ! И НЕ ДАЙ БОГ, ЭТО СЕЙЧАС КТО-НИБУДЬ СЛЫШИТ! ЕГОР БЕРОЕВ (про себя) Проклятый угол съемки! Я тебя не знаю, но мне надо тебя разглядеть, загадочный стратег! Кто знает, может, позже ты проникнешь в наши ряды, а я не смогу тебя вычислить… Ага, вот еще чуть-чуть и я тебя увижу… Черт, начальные титры! ИНТ.: ТУРЕЦКИЙ ТРАКТИР ЕГОР БЕРОЕВ Нет, ну это ж надо! В то время как Джеймс Бонд в шикарных смокингах по ресторанам ходит и в казино картишки раскидывает, я вынужден в чужих обносках в этой дыре играть в кости. (усилиями команды по спецэффектам выбрасывает две шестерки) Я выиграл. Давайте осла. ТУРОК Еще неизвестно, кто выиграл. Вместе с ослом тебе придется забрать Ольгу Красько. НАТУРА.: ПОСРЕДИ ШИРОКОГО ПОЛЯ. ЕГОР БЕРОЕВ и ОЛЬГА КРАСЬКО встречают несколько ЗЛЫХ ТУРОК. ЕГОР БЕРОЕВ (шепотом) Ольга, только, пожалуйста, молчите, я вас очень прошу. Иначе турки догадаются, что мы… ОЛЬГА КРАСЬКО А КАКОГО, СОБСТВЕННО, Х*Я Я БУДУ МОЛЧАТЬ! НЕ СМЕЙ ГОВОРИТЬ МНЕ "ЗАТКНИСЬ"! Я — БАРЫШНЯ!!! ИМЕЙ ЧЕСТЬ, ТЫ, М*ДАК Х**В, ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РАМКАХ ПРИЛИЧАЯ, СУКАБЛ*! ЕГОР БЕРОЕВ Извините. ОЛЬГА КРАСЬКО ТО-ТО ЖЕ, ПЕДРИЛА! А АЩЕ Я ТРЕБУЮ ПОЛОВИНУ ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ!!! (моргая глазками) Ну, разве я не обаяшка? ЗЛОЙ ТУРОК №1 По-моему, я что-то слышал… ЗЛОЙ ТУРОК №2 Да, нет. Показалось, наверное. ОЛЬГА КРАСЬКО НИ Х*Я СЕ, ПОКАЗАЛОСЬ! ДАВАЙ, ПОПРОБУЙ ЧТО-НИБУДЬ СДЕЛАТЬ, ТУРЕЦКАЯ ТВАРЬ! БЕРОЕВ ТЕБЕ ТУТ ЖЕ ВСТАВИТ ПО САМЫЕ ПОМИДОРЫ! ЕГОР БЕРОЕВ Мое ружье не заряжено. ОЛЬГА КРАСЬКО Бля-а-а… Что, сразу не мог сказать? Внезапно приходит СПАСЕНИЕ в лице казаков, АЛЕКСАНДРА БАЛУЕВА, ЧЕТЫРЕХ ИНОСТРАНЦЕВ и ЕЩЕ ТОЛПЫ НАРОДА. ЕГОР БЕРОЕВ Вы очень кстати. У меня есть совершенно секретная информация. АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ Какая? ЕГОР БЕРОЕВ О, очень важная! Настолько важная и секретная, что ее полагается говорить очень громко. АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ Шпарь. Сейчас как раз полно народу. ЕГОР БЕРОЕВ Так вот, надо немедленно захватить Плевну! ТОЛПА НАРОДА ВОКРУГ Погромче, пожалуйста, а то не слышно! ЕГОР БЕРОЕВ НАДО НЕМЕДЛЕННО ЗАХВАТИТЬ ПЛЕВНУ! АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ (сдавливая смех) Он сказал "плеву"… ВЕЧЕР. ИНТ.: ПАЛАТКА – ЖУРНАЛИСТСКИЙ КЛУБ Входит ОЛЬГА КРАСЬКО. ОЛЬГА КРАСЬКО Оправданием моему появлению в платье, не в меру роскошном для лагеря, в котором даже помыться негде, является то, что здесь весьма неплохо шьет санитарка. СТАДО КОБЕЛЕЙ (слюна по полу) Да-да. Как скажешь, единственный женский персонаж. ОЛЬГА КРАСЬКО Вообще-то у меня есть жених. СТАДО КОБЕЛЕЙ Да-да. Очень хорошее платье. Входит английский журналист МАКЛАФЛИН. МАКЛАФЛИН Господа, только что русские взяли Никополь. АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ (продолжая разговор) Скажите, Ольга, а санитарка и нижнее белье вам сшила? ЕГОР БЕРОЕВ Как Никополь?! А как же Плевна? ОЛЬГА КРАСЬКО (Балуеву) Нет. На мне сейчас нет нижнего белья. МАКЛАФЛИН Кто-то заменил в шифрограмме слово «Плевна» на слово «Плева». А потом на слово «Никополь». Ну, русские, не будь дураками, пошли и взяли Никополь. Ну и несколько плев. Надо бы допросить шифровальщика. АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ Жениха Ольги Красько под трибунал! Немедленно! МАКЛАФЛИН Правильно. Он отсылал эту шифрограмму. ШИФРОВАЛЬЩИКА-ЖЕНИХА уводят. АЛЕКСАНДР БАЛУЕВ Извините, я прослушал. Так что вы там говорили про шифрограмму? НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ. ЕГОР БЕРОЕВ решает заняться опросом свидетелей. ЕГОР БЕРОЕВ Скажи, солдатик, ты случайно не видел, как Анвар набивал лживую шифрограмму? СОЛДАТИК Да, видел. ЕГОР БЕРОЕВ И кто это был? СОЛДАТИК Это был АУЭЭЭА!!! (умирает) ЕГОР БЕРОЕВ Вот пидор! ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. ОЛЬГА КРАСЬКО и ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ берут интервью у ГОШИ КУЦЕНКО. ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ Скажите, Гоша, какие у вас творческие планы? ГОША КУЦЕНКО Ыгырга хабарда! ОЛЬГА КРАСЬКО Да, теперь понятно, почему вас везде снимают. Нас очень интересует еще один вопрос. А в каком следующем отечественном фильме вы НЕ планируете сняться? ГОША КУЦЕНКО Барлавыр харбет быхтыр-мухтыр! ФРАНЦУЗСКИЙ ЖУРНАЛИСТ Гм. Пожалуй стоит сходить на «Барлавыр харбет быхтыр-мухтыр». ВЕЧЕР. ИНТ.: ПАЛАТКА – ЖУРНАЛИСТСКИЙ КЛУБ. ЕГОР БЕРОЕВ при помощи ОГЛУШИТЕЛЬНЫХ ДЕДУКТИВНЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ пытается вычислить АНВАРА. ЕГОР БЕРОЕВ (рисуя на бумажке) Так, про Плевну слышали все, так что Анваром может быть кто угодно. Может быть, это испанец или итальянец? Нет. Они слишком второстепенные персонажи… Гм. Осталось еще куча народу. Ну что ж, придется использовать самый действенный кинематографический детективный метод — ждать, пока все они не умрут, а тот, кто останется жив — и есть Анвар. ОЛЬГА КРАСЬКО Бероев, вашу матушку. Больше никогда не думайте! Мы тут от ваших спецэффектов уже оглохли все! ЕГОР БЕРОЕВ больше и не думает. ПОЗЖЕ. По ночному небу летит РУССКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАР. С него на веревках свешиваются ОЛЬГА КРАСЬКО и ЕГОР БЕРОЕВ. ВОКРУГ ТУРЕЦКИЙ ФЕЙЕРВЕРК. ОЛЬГА КРАСЬКО (перекрикивая взрывы) А ЧТО МЫ ТУТ ДЕЛАЕМ? ЕГОР БЕРОЕВ (перекрикивая ОЛЬГУ КРАСЬКО) НЕ ЗНАЮ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ. БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА. ТУРКИ закидывают РУССКИЕ ВОЙСКА снарядами со ШРАПНЕЛЬЮ и КИНОКАМЕРАМИ ВНУТРИ. КОМПЬЮТЕРНАЯ МАССОВКА Нам не заплатили! ОСТАЛЬНЫЕ ТРИ ЧЕЛОВЕКА Нам тоже! РЕЖИССЕР ДЖАНИК ФАЙЗИЕВ Больше камер в бомбы! Никто не должен выжить! Наконец, в ход идет ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ — КОЛЕСО ОТ ТЕЛЕГИ. Все умирают. ПОЗЖЕ. ОЛЬГА КРАЬСКО Надо же. Все погибли. Как и предсказывал полковник Лукан. ЕГОР БЕРОЕВ Значит, он и есть Анвар! ПОЛКОВНИК ЛУКАН погибает на дуэли. ЕГОР БЕРОЕВ Гм… Значит, он не Анвар. Анвар не мог погибнуть на какой-нибудь там дуэли. Причем не со мной. Значит, Анвар – Гуськов. ГУСЬКОВ погибает. На всякий случай также погибает и ПЕВЦОВ. ЕГОР БЕРОЕВ Значит, они тоже не Анвар. Надо же, мой метод действует! НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ ФИЛЬМА, НЕ ВЛЯЮЩИХ НА СЮЖЕТ, СПУСТЯ. ОЛЬГА КРАЬСКО Так кто же Анвар? Фильм скоро заканчивается и сейчас все собрались в одной комнате. Самое время показать несколько ключевых сцен фильма еще раз, но на этот раз показать лицо настоящего Анвара. ЕГОР БЕРОЕВ Я знаю! Это Маклафлин! ОЛЬГА КРАЬСКО Но его сейчас нет в комнате! ЕГОР БЕРОЕВ Да? Э-э-э… Ну, тогда это… (тыкает наугад) Это – ты! АНВАР Как?! КАК ТЫ ДОГАДАЛСЯ? ЕГОР БЕРОЕВ (гордо) Я блефовал. АНВАР А может быть, ты вспомнил, как звучит мой голос? Ты же слышал его в начале фильма. ЕГОР БЕРОЕВ Нет. Увы, закадровый переводчик с турецкого говорил слишком громко. ЕГОР БЕРОЕВ лезет в драку с АНВАРОМ. АНВАР случайно заезжает по роже ОЛЬГЕ КРАСЬКО. ЗРИТЕЛИ В ЗАЛЕ НАКОНЕЦ-ТО!!! ДА! О, ДА-А-А-А!!! АНВАР Нет! Я же случайно! ОЛЬГА КРАСЬКО Ну что ж. Сейчас я засуну тебе тяжелейший металл прямо в .. ЧТО ОНА И ДЕЛАЕТ. КОНЕЦ ТИТРЫ. ГРУППА «НОГУ СВЕЛО» повторяет успех фильма «ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА». То есть все зрители разбегаются.

GaMarika: Съемки: Фото: Елизавета Башарова

GaMarika: Фото: Официальный сайт фильма "Турецкий гамбит"

GaMarika: Фото: Sofia International Film Festival

GaMarika:

Криста: Капсы с фильма

Криста: Прикольная рецензия) Игорь Михайлов: Гамбиты голых королей 16 февраля 2005 года. Окрестности московского кинотеатра «Пушкинский». Ряженые казаки на лошадях мирно спят в седлах. Со времени премьеры антитеррористического шлягера «Личный номер», на которую организаторы пригнали БТР, два милицейских Форда и бывшего Премьера, так и не ставшего будущим Президентом Евгения Примакова, кинематографическая Москва не знала такого обеспечения режима безопасности. В этот день локальный Первый канал превратился в глобальный Первый отдел, дав своим секьюрити указание «перекрыть все входы и выходы из отеля». Мордовороты, не обремененные интеллектом на лицах, взяли кинотеатр в тройное кольцо оцепления. И наступило шоу.... Диалоги журналистов с засевшими внутри кинотеатра источниками вожделенных пригласительных билетов, напоминали крики расстреливаемого в горах спецназа, безуспешно требующего подмоги. «База. База. Прием. Меня не пропускают без билетов. Прошу помощи. Прошу помощи»,- телефонировали по мобилам обескураженные представители прессы. «Братва, прорывайтесь с боем. Поддержки не будет. Считайте себя партизанами»,- телефонировала база, - «Мы заперты внутри «Пушкинского» вместе с Вашими билетами. Выйти не можем. Блокированы превосходящими силами противника». Так Первый канал, не допустив журналистов до места выполнения профессиональных обязанностей, успешно провел войсковую операцию под названием «Премьера «Турецкого гамбита». Когда-то, побывав на одном из показов «Ночного дозора», снятого с применением тех же манипуляций по внедрению сторонних идей в человеческое сознание, я совершенно честно написал о том, что этот фильм ждет грандиозный успех. Многие из коллег впоследствии обвиняли меня за то, что я не отверг «Ночной дозор» также бескомпромиссно, как это сделали они. Однако в этих словах не было ошибки. «Дозор» действительно заслужил свой Джек-Пот. Именно поэтому мы считаем необходимым сделать следующий прогноз. «Турецкий гамбит» провалится с треском. Более оглушительного провала просто невозможно будет представить. Это неизбежно по совершенно объективным причинам. Как представляется автору, ни «Ночной дозор» ни «Турецкий гамбит» не были изначально предназначены исключительно для зарабатывания денег. Создатели этих произведений цинично отрабатывали на зрителях технологии промывания мозгов, лишь попутно изымая денежные знаки из карманов у населения. Телевизионные деятели когда-то подарили нам абсолютную уверенность в том, за кого надлежит голосовать на президентских выборах. Способ внедрения голого короля в общественное сознание был настолько умел и филигранен, что в дальнейшем практически не нуждался в коррекции. Необходимо было лишь периодически смазывать механизм зомбирования, чтобы снова и снова утверждаться: «машинка по-прежнему работает». В случае с «Ночным дозором» массированная рекламная атака сработала безукоризненно. Это было закономерно. Кроме новейших технологий, обрабатывавших сознание, к делу были привлечены мастера создания спецэффектов, харизматичные актеры, нетривиальные идеи. Пусть сама идеология фильма противоречила традициям российского кинематографа, новизна и крутизна шоу заставляли верить в то, что король одет. К сожалению, промывание мозгов для получения того же результата на фильме «Турецкий гамбит» может привести к прямо противоположным результатам. С таким же успехом технологии приведения к власти раннего Ельцина в 1991 году можно применить к ситуации правления Президента Путина после принятия закона о монетизации льгот. Вы себе представляете народ, идущий за эту власть на баррикады? Нет? Вот и в кино на «Турецкий гамбит» на вторые же выходные можно будет заманить редкого киномана. Посмотрев на эти попытки трезвым взглядом, можно произнести единственно возможную фразу: «Король-то голый». В нашем случае, полуодетый. Одежда уже потерта. От глянца и харизмы остались воспоминания. Все попытки приглянуться можно оценить на троечку. С минусом. Давайте все же пройдемся по сюжету. Дамы в русской армии времен турецкой кампании имели необычайный вес. Стоило только какой-нибудь сумасбродке прокрасться под видом мальчика (привет тебе, о «Гусарская баллада») в штаб войск в поисках жениха, как царские генералы тут же начинали млеть и таять, все офицеры тут же забывали о баталиях, соревнуясь за право прикоснуться к шляпке новоявленной маркитантки, и (о, ужас) девицу сразу начинали посвящать во все воинские секреты. Совершенно охреневшая от мужского внимания, эта несостоявшаяся куртизанка начинала влезать во все шпионские тайны, разыгрывать из себя Джеймса Бонда в юбке (на худой конец, Мату Харю), пытаться проникать в распоряжение неприятеля (заметьте, даже на бегу не снимая куртуазных нарядов). Скажем честно, с обнаженными плечами Варвара, приехавшая на турецкий фронт в поисках жениха, неотразима. Однако стоит ей только раскрыть рот, как немедленно хочется ответить незабвенными словами Аркадия Райкина: «Закрой рот, дура, я уже все сказал». Варвара в «Турецком гамбите» фигура абсолютно нелепая, однако именно по этим причинам до боли необходимая. Она помогает заполнять лакуны, когда от одной невнятицы, изображенной в фильме, необходимо перейти к другой, а сколько-нибудь вменяемого способа сделать это нет. Именно в этот момент Варенька выкидывает какую-нибудь очередную дурь типа ночного подхода к тщательно охраняемому воздушному шару, а наблюдение за ее мучительными потугами принести хоть какую-нибудь пользу отвлекает от невнятицы и нелепицы остального сюжета. Эраст Фандорин в исполнении Егора Бероева превратился из харизматичного душеведа в истеричного мальчишку, пытающегося показать полет интеллекта на челе, однако так и не справляющегося с этой задачей. Нет, это, знаете ли, не Штирлиц. Это даже не Иоганн Вайс из «Щита и меча». Перед нами скорее запутавшийся (яся) в половой ориентации мадам де Еон из романа Валентина Пикуля. С ориентацией, конечно, у Фандорина все в порядке. С логикой мышления чуть хуже. Он все время тщится изобразить какие-то нелепые схемы, элементы которых более похожи на карбункулы со взрывающимися гнойниками, чем на воплощенный полет мысли. Помучив свое подсознание и произнеся пару фраз, Эраст снова и снова морщит лоб, но озарение так и не приходит к нему. Даже в финале зритель так и не поймет, что же заставило легендарного сыскаря прийти, наконец, к верным результатам. Что же помешало ему произвести такое же быстрое разоблачение вражеского лазутчика не через два с половиной часа экранного времени, а минут эдак через тридцать, не дожидаясь, пока этот фашист уложит наповал всех подозреваемых, чем облегчит задачу собственной поимки? Задействовав в «Турецком гамбите» целую плеяду звездных актеров, Файзиев абсолютно не нашел им должного применения. Каждого из них можно честно спросить: «А ты здесь зачем?». Чем, скажем, занимается в фильме корреспондент Маклафлин (Даниэль Ольбрыхский, между прочим)? А, в сущности говоря, ничем. Улыбается в усы. Говорит совершенно никчемные фразы. И, наконец, встретив в лесу карету скорой помощи, в которой сидит Варенька, тут же выдает ей все воинские секреты. Просто так, на голубом глазу. Затем погибает во цвете лет. Весьма забавна роль продажного румынского офицера Лукана, сыгранного Виктором Вержбицким. Обретя ипостась вселенского зла в фильме «Ночной дозор» (глава Дневного Дозора), Вержбицкий продолжил свою карьеру ролью прототипа Березовского в фильме «Личный номер», и вот теперь снова сыграл распоследнего мерзавца. Вержбицкому явно стоит подумать о смене амплуа или, по крайней мере, перестать сниматься в фильмах про шпионов, потому что при первом же появлении в этом качестве он неизбежно будет разоблачен проницательным зрителем. Сцены, в которых Лукан получает мзду от вражеского агента, без смеха просто невозможно лицезреть. Виртуозы разведки обмениваются купюрами на глазах у всего полка, передавая заначку из кулачка в кулачок. Офицеры, впрочем, делают вид, что ничего не замечают и недоуменно спрашивают: «А что это у Вас, Лукан, все деньги не кончаются?». «Да вот, опять наследство получил»,- отвечает ошалевший от бабла румын и идет себе спускать деньги в азартных играх дальше. Как известно, в шпионском триллере развязка основной интриги не может быть явлена зрителю до самого конца киноленты. Опровергая этот посыл, Джаник Файзиев честно указывает на шпиона в середине фильма. Причем выдает он агента настолько примитивным способом, что любой вменяемый зритель разоблачит врага в невзрачном офицере, закатавшем пулю в лоб оппоненту по случайно возникшей дуэли. «Казанова, Казанова, зови меня так, мне нравится слово»,- запоет зритель при виде этой занятной сцены. И с основной загадкой фильма будет покончено. Для создателей фильма смысл его появления заключается совсем в другом. У них вполне конкретная задача – снизить планку представляемого объекта и при помощи зомбирования населения убедить зрителей, что голый король на самом деле одет. Удастся в кино, удастся и в большом спорте под названием политика. Приемы воздействия совершенно одинаковы. Вот только хочется верить в то, что зритель не так глуп и снижение планки неизбежно заметит. А значит «Турецкий гамбит», как порождение абсолютной серости ума и посредственности мышления, обречен на провал.



полная версия страницы